Экономическая оценка природных ресурсов включает в себя научное обоснование природных ресурсов, а также сочетание экономических и экологических интересов общества для рационализации их использования. До настоящего времени рациональное природопользование понималось только в экономическом смысле этого слова. Однако сейчас все чаще в понятие рационального природопользования включается экологическое начало, т.е. использование природной среды не только для удовлетворения экономических потребностей общества, но и как средство охраны окружающей среды.
При эколого-экономическом анализе природно-ресурсной базы необходимо учитывать такие особенности, как ограниченность природных ресурсов, так и небеспредельные способности природы к самоочищению и саморегулированию.
Существующая в нашей стране классификация природно-ресурсного потенциала предполагает под природными ресурсами понимать различные тела и силы природы, которые могут выступать в роли средств труда, источников сырья, энергии, материалов и предметов потребления.
Проведение эколого-экономической оценки природных ресурсов требует изучения большого количества экономических, социальных, технических, экологических - факторов. Особенно важное значение имеет проведение экономической оценки минерально-сырьевых ресурсов, которые можно разделить на три группы: топливно-энергетические, рудные и нерудные. При этом определяют геологические запасы месторождения, глубину залегания, качественный состав, условия и годовой объем добычи.
Оценка природных ресурсов и объектов только по затратам на их разведку, обустройство, использование могла бы иметь место в случае, если антропогенная деятельность не превышала самовосстанавливающуюся, самоочищающуюся, самовоспроизводящуюся способность.
Полезность природных ресурсов и объектов может быть, и не востребована, не реализована в хозяйственной деятельности, на данном уровне развития производительных сил, но ценность их от этого не уменьшается. Поэтому наиболее общим определением оценки природных ресурсов и объектов может быть стать оценка их потенциальных возможностей для удовлетворения потребностей населения на основе критериев оценки природных ресурсов. Реализация этих возможностей зависит от факторов:
До
До середины 1950-х г., пока в нашей стране хватало дешевых природных ресурсов, господствовала концепция бесплатности природных благ. Считалось методологически неверным оценивать эти ресурсы, т.к. они не являлись предметами купли-продажи.
На рубеже 60-70 гг. легкодоступные ресурсы были исчерпаны, стали привлекаться для использования менее удобные месторождения полезных ископаемых, тогда они впервые начали приобретать стоимостную оценку, с определением на основе вложенного труда.
Современная экологическая ситуация вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей природной среды, и в то же время природной среды под углом зрения требований экономического развития общества.
Социальная значимость проблемы делает очевидной роль общественных наук. Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, социальной сферой и в первую очередь — с экономикой.
Оценку природных ресурсов связывают, как правило, с платой за их использование Качественные природные ресурсы позволяют производителям получать добавочный, чистый продукт, а общество изымает часть его путем дифференцированной ренты.
В настоящее время можно выделить два ведущих направления в экономической оценке ресурсов "затратное" (по стоимости затрат на разведку и освоение месторождения) и "рентное" (получение дополнительной прибыли за счет более благоприятных условий добычи). Выдвигаются и другие концепции.
Одна из них представляет собой производную от первых двух и называется "смешанной", предполагающая учет как затрат, так и эффекта от эксплуатации ресурсов в виде дифференциальной ренты.
Острая необходимость учета в ценах ренты природных ресурсов возникла в последние годы и становится все более острой по мере того как все больше ощущается ограниченность ряда природных ресурсов. Так, например, по пессимистическим прогнозам запаса полезных ископаемых - срок их исчерпаемости составляет 50-70 лет. По оптимистическим - предполагаются следующие сроки исчерпаемости по России: железных руд - 109 лег, мерных руд - 242, урановых - 109, алюминиевого сырья - 109, топливно-энергетических на 500, атомной энергий на 8400 лет.
Учитывая ограниченность ресурсов в РФ введено лимитирование предельных норм на их изъятие и использование.
Контроль за использованием недр осуществляет Министерство природных ресурсов РФ оно контролирует соблюдение требований по проведению геологоразведочных работ, утверждение запасов, мероприятия по охране природы. В последние года большое внимание уделяется проведению госучета и составлению кадастров всех видов ресурсов: земель и полезных ископаемых, на основании которых составляются нормативы платы.
Согласно затратной концепции ресурс оценивается через количество общественного труда, затраченного на его выявление, освоение и поддержание в состоянии пригодном для эксплуатации.
Затратный подход используется при определении платы за воду в промышленности, оценке стоимости сельскохозяйственных земель отводимых под производственные нужды.
А=R/Ен
А-зкономическая оценка, R-дифференциальная рента, Eн-норматив эффективности капвложений.
Под дифференциальной рентой понимается дополнительный чистый доход, обусловленный различиями в плодородии и местоположение участка, который при этом не является результатом более эффективной работы данного хозяйства.
Цель платежей двойная: экономическая и природоохранная Средства, полученные от платы за недра, землю, воду и дифференциальная рента используются на воспроизводство всех видов природных ресурсов.
Источник: http://netnsk.ru/publica/ |